Рекомендации по франчайзингу. Купить или продать франшизу. Каталог и карта франшиз.
Франчайзинг - это продажа права использовать бренд, бизнес-идею и технологии.
По вопросам размещения, обращайтесь:
info@sellbrand.ru

Создание франчайзингового пакета: с чего начать?

Раздел статей: 
Основы франчайзинга

 

 

Несмотря на все негативные моменты, имеющие место в экономике, некоторым компаниям удается не только поддерживать свой бизнес «на плаву», но и успешно его развивать. Не буду вдаваться в подробности факторов, способствующих этому, остановлюсь лучше на возникающих возможностях.

В кризис, когда Ваши конкуренты (впрочем, как и Вы) озабочены снижением издержек и оптимизацией бизнес-процессов, самое время задуматься о возможности создания и развития Вашей собственной франчайзинговой сети.

Одним из первых «кирпичиков» Вашей сети должен стать так называемый франчайзинговый пакет. В первую очередь, он необходим Вам самим для понимания процесса взаимодействия с будущими франчайзи и планирования дальнейшего развития.

Я не ставлю перед собой задачу представить Вам в данной статье пошаговую инструкцию по созданию франчайзингового пакета. Мне бы хотелось поделиться опытом и предостеречь Вас от распространенных ошибок. 

 

Когда возникает потребность во франчайзинговом пакете 

 

В подавляющем большинстве случаев инициатором франчайзинговых отношений выступает сам «будущий франчайзер». Однако наиболее перспективной представляется инициатива со стороны «будущих франчайзи» - Ваших существующих клиентов. Возможно, они не обратятся к Вам с просьбой о «продаже франшизы», предоставления «эксклюзива на регион», «аренды бренда» и т.п. Скорее всего, они выберут другие слова для обозначения их желания более тесного взаимодействия с Вами. Отслеживайте такие обращения, на данном этапе их количество поможет Вам сделать выводы о потенциальной востребованности Вашей франшизы и готовности компании к франчайзинговым отношениям.

 

 Состав франчайзингового пакета 

 

В России нет закрепленного законодательством перечня необходимой для передачи франчайзинговым партнерам документации (также как и нет запрета на «рисование» сроков окупаемости франшизы). В зависимости от фантазии и бюджета в нем могут присутствовать абсолютно ненужные документы и отсутствовать необходимые.

Если исходить из логики франчайзинговых отношений, рассматривая предоставление франшизы как передачу готовой успешной бизнес-модели, то можно выделить следующие необходимые блоки документации: 

  1. создание и запуск бизнеса
  2. оперативное ведение бизнеса
  3. обучение и поддержка
  4. взаимодействие между партнерами (в т.ч. юридическая документация) 

Данный список можно долго дополнять и детализировать, однако старайтесь исходить из здравого смысла и не перегружать свой франчайзинговый пакет информацией, которая никогда не будет востребованной. На этом этапе составьте перечень необходимых для каждого блока документов и в дальнейшем используйте этот список при «сборке» пакета.

 

 «Сборка» пакета 

 

Несмотря на то, что создание франчайзингового пакета является достаточно трудоемким процессом, в этом нет ничего сложного. Для наглядности представьте себе процесс собирания паззлов: у Вас есть картинка-образец и некоторое количество фрагментов. Сначала собираются самые крупные и легко узнаваемые объекты, затем картинка дополняется оставшимися элементами. При «сборке» франчайзингового пакета руководствуйтесь ранее составленным списком, начинайте с наиболее проработанных Вами документов. Очень вероятно, что Вы самостоятельно не сможете подготовить весь перечень необходимых документов. В таком случае постарайтесь максимально формализовать все наработки по данному блоку, привлекая профильных специалистов внутри компании. Даже если в дальнейшем Вам придется прибегнуть к услугам сторонних консультантов, Вы значительно сэкономите на оплате их услуг.

 

 

Антипов Денис, sellbrand team