Рекомендации по франчайзингу. Купить или продать франшизу. Каталог и карта франшиз.
Франчайзинг - это продажа права использовать бренд, бизнес-идею и технологии.
По вопросам размещения, обращайтесь:
info@sellbrand.ru

Франчайзинг: советы юриста

Раздел статей: 
Основы франчайзинга

Франчайзинг – это форма маркетинга или распределения товаров, при котором «родительская» компания обычно предоставляет индивидууму или компании («дочерней» либо посторонней) право или привилегию (франшизу) делать бизнес в предписанной форме в течение определённого периода времени и в определённом месте. Этимологически термин «франчайзинг» восходит к французским корням: «франшиза» в переводе с французского означает «льгота» или «привилегия». Франчайзинг как особый вид договора появился в XIX в. в США, а затем распространился по всему миру. Основное его назначение состояло в том, чтобы распространить влияние известных производственных, торговых, обслуживающих и иных коммерческих обществ на такие сферы экономики, в которых филиалы или дочерние компании оказываются нерентабельными. В самом деле, как из единого центра управлять множеством мелких предприятий? Их руководители в значительной степени неподконтрольны, и потому будут обманывать своих хозяев. Но и отказываться от влияния на розничную сеть нельзя. И тогда возникает идея передачи только «маски» предпринимателя (средств его индивидуализации – фирмы, товарного знака, ноу-хау и т.п.), а не имущественных ценностей на основании особого договора франчайзинга. Франчайзинг оказался уникальным правовым средством, которое обеспечило сочетание единой коммерческой политики крупных компаний с инициативой и предприимчивостью собственников розничных предприятий. И те, и другие оказались крайне заинтересованы в новой форме сотрудничества. Крупные компании получили возможность распространить своё влияние на розничную сеть, расширить сбыт, улучшить рекламу, наконец, просто получить вознаграждение, и в то же время избежать ненужных потерь в связи с не подконтрольностью им розницы. Мелкие же торговцы, сохранив свою имущественную самостоятельность, получили преимущества участия в крупной торговой сети, снизили свои риски, увеличили объём продаж, а, в конечном счете, улучшили условия использования принадлежащего им имущества.
В России франчайзинг в настоящее время используется главным образом иностранными предпринимателями и носит название коммерческая концессия. Цель коммерческой концессии – содействовать продвижению на рынке товаров (работ, услуг), производимых (продаваемых) правообладателем. Такая цель договора вытекает из п.2 ст. 1027, ст. 1030, п.2 ст. 1031, ст. 1032 ГК РФ. Пользователь обычно выступает и в качестве производителя (продавца) этих товаров (работ, услуг). Таким образом, договор коммерческой концессии призван обслуживать процесс производства, торговли или оказания услуг. Пользователь вместе с исключительными правами, служащими средством индивидуализации основного производителя, получает и его товары (производственные навыки, опыт). Правообладатель, в свою очередь, расширяет свой сбыт, обеспечивает себе возможность в дальнейшем продавать через пользователя новые партии товаров.
Элементами договора коммерческой концессии являются его стороны – правообладатель и пользователь, предмет, цена, срок, форма и содержание. Правообладатель – это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю. Он должен быть надлежащим образом легитимирован как обладатель этих прав. Правообладатель должен быть предпринимателем (п.3 ст. 1027 ГК РФ). Это означает, что он использует принадлежащие ему исключительные права в процессе коммерческой деятельности. Пользователь – лицо, получающее возможность использовать исключительные права. Он также должен быть предпринимателем в момент заключения договора коммерческой концессии (п.3 ст. 1027 ГК РФ). В интересах пользователя установлен ряд ограничений автономии воли правообладателя, как при заключении договора, так и в процессе его исполнения (ст. 1033, 1034, 1035 ГК РФ и др.). В договоре коммерческой концессии не могут участвовать не коммерческие организации и государство (государственные и муниципальные образования). Этот запрет распространяется и на те случаи, когда соответствующим субъектам разрешено заниматься предпринимательской деятельностью (ч.2 п.5 ст.50 ГК РФ). Предмет договора коммерческой концессии – исключительные права, принадлежащие правообладателю. К этим правам законом отнесены, в частности, права на фирменное наименование (фирму), на коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Иными словами речь идёт об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 138 ГК РФ), и прежде всего о тех из них, которые направлены на индивидуализацию продукции (работ, услуг).
Ценой договора коммерческой концессии является вознаграждение, которое подлежит уплате правообладателю пользователем согласно ст. 1030 ГК РФ. Исключительные права каждого правообладателя по своей природе уникальны, поэтому плату за пользование ими на основании п.3 ст.424 ГК РФ определить нельзя. Договор коммерческой концессии может быть заключен на определённый срок или без указания срока (п.1 ст. 1037 ГК РФ). Определённый срок должен быть установлен в договоре способами, предусмотренными ст. 190 ГК РФ. Если срок в договоре не указан, договор коммерческой концессии считается заключенным без указания срока. В этом случае любая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок (п.1 ст. 1037 ГК РФ).
Форма договора коммерческой концессии определяется ст. 1028 ГК РФ. Договор должен быть заключён в простой письменной форме, несоблюдение которой влечёт его ничтожность. Также он подлежит обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация договора коммерческой концессии производится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя (абз.1 п.2 ст. 1028 ГК РФ). Если правообладатель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии осуществляется тем органом, в котором был зарегистрирован пользователь. Содержание договора коммерческой концессии образуют взаимные права и обязанности сторон.
Обязанности правообладателя:
1. обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору:
а) передать техническую и коммерческую документацию (планы, расчёты, чертежи);
б) проинструктировать пользователя и его работников по вопросам осуществления прав, переданных по договору;
в) предоставить иную информацию, необходимую для осуществления этих прав;
2. выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке;
3. обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии;
4. оказание пользователю постоянного технического и консультативного содействия;
5. контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых пользователем на основании договора;
Обязанности пользователя:
1. осуществлять комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора, в установленном объёме и надлежащим образом (п.2 ст. 1027, ст. 1032 ГК РФ);
2. своевременно выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение (ст. 1030 ГК РФ);
3. обеспечивать соответствие качества производимых им на основании договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
4. оказание покупателям всех дополнительных услуг, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая товар непосредственно у правообладателя.