Рекомендации по франчайзингу. Купить или продать франшизу. Каталог и карта франшиз.
Франчайзинг - это продажа права использовать бренд, бизнес-идею и технологии.
По вопросам размещения, обращайтесь:
info@sellbrand.ru

Договор концессии. Давайте разберемся.

Раздел статей: 
Договор франчайзинга

Я думаю, все слышали о том, что такое франшиза, но не многие слышали, что такое договор концессии. Давайте вместе разбираться, что это за «чудо» и с чем его «едят».
Итак, для начала все-таки скажу, что такое франшиза – это вид рыночной деятельности или вид бизнеса, если так проще, при котором Вы как юр. лицо или, как ИП (индивидуальный предприниматель) покупаете права на использование торговой марки или бренда другой организации.

Вот настал тот день, когда Вы решили открыть свой бизнес и решили воспользоваться возможностью открыть его по франшизе одной из крупных компаний. Вот тут-то Вы и столкнетесь с понятием «договор концессии», по сути это основной документ, подписываемый при покупке франшизы.

Что же из себя представляет данный договор спросите Вы? А представляет он из себя типичный договор между двумя юридическими лицами, по которому Правообладатель, то есть, как правило, крупная компания, разрешает Вам, открыть свое дело под их логотипом использовать их репутацию, бизнес схему, для продажи/производства/оказания услуг/выполнения работ, в той или иной области. В общем, в первой части договора (для Вас самой приятной) описывается, что компания Вам предоставляет. Но, за все надо платить, поэтому далее после всех благ, которые Вы получаете подписывая данный договор, следуют и обязанности для Вас как для юр.лица. Тут обычно идет указания платы (она может быть как единовременной, так и регулярной), либо указания на то, что взамен платы вы обязаны делать для компании, например, покупать у компании продукцию (с наценкой конечно).

Кроме этих пунктов в договоре концессии есть пункты, которые обязывают Вас придерживаться неких правил при использовании чужого бренда, вот тут могут быть сложности и ограничения на которые Вы не рассчитывали в самом начале. Давайте я поясню: здесь могут быть указания на то, кому вы имеете право предоставлять свои услуги; необходимость участия в рекламных акциях (с финансовой точки зрения и не только); в каком объеме, и на какой территории вы имеете право распространять свои товары или услуги; кроме этого, здесь вы можете найти указание даже на то, во что должен быть одет ваш персонал, на какой технике работать и как вообще вам следует обставить (украсить) ваше помещение. Для примера могу привести широко известные рестораны быстрого питания, такие как: Макдоналдс®, РОСТИКС-KFC (а сейчас просто KFC®), Крошка-картошка и т.д. Я думаю, каждый бывал в них или видел с улицы, все они похожи как братья, но владельцы у них разные – большинство из этих заведений открыты по франшизе. Персонал, техника, и меню у всех одинаковые, и даже все этапы приготовления вместе с ингредиентами идентичны, а схожи они именно по той причине, что это прописано в договоре концессии. Ну, что касается питания, то это и понятно, ведь, приходя в такое заведение, вы привыкли видеть одно и то же меню, и есть пищу одинакового качества и вкуса, в сети франшиз связанных с питанием это само собой подразумевается. А если Вы открываете, к примеру, франшизу магазина игрушек, или спортивной одежды, то тут конечно Вам может не понравиться то факт, что в договоре прописано, какие именно бренды и какой ассортимент Вы обязаны закупать, и у кого. Но это незначительные, на мой взгляд, минусы среди очевидных плюсов, а главный из них - это использование зарекомендовавшей себя торговой марки.

С основными пунктами мы разобрались, давайте рассмотрим пункт, который встречается не везде, но может встречаться том или ином случае. Это пункт Субконцессии.

Что же прописано в этом пункте и что из себя представляет, эта самая субконцессия? Если Вы видите в договоре этот пункт, значит, компания, с которой Вы заключаете договор франшизы, разрешает Вам передавать часть своих эксклюзивных прав третьим лицам. Что это за третьи лица уже зависит непосредственно от франшизы. Чтобы было проще, объясню на примере уже известной нам компании Макдоналдс®. Дело в том, что такой крупной компании как Макдоналдс® неудобно выдавать огромное количество франшиз на территории России, ведь это значит что за всеми надо следить, всех проверять и всем помогать, поэтому Макдоналдс® просто взял и выдал мастер-франшизу на всю территорию России, с правом субконцессии. То есть франшизой на всей территории России владеет единственное юр.лицо, и оно же в свою очередь выдает франшизы (субфраншизы) всем желающим, и отчитывается по всем этим субфраншизам перед «начальством» - компанией выдавшей ей мастер-франшизу. Что, на мой взгляд, очень удобно для крупной компании.

В конце договора коммерческой концессии, как и в любом другом заключаемом договоре, прописывается период на который заключается данный документ, причины по которым он может быть расторгнут, а также иные пункты которые зависят непосредственно от самого договора.
И так давайте подведем итог. Что мы смогли выяснить о договоре концессии:
1. Это обязательный договор, оформляемый при покупке франшизы.
2. В договоре концессии прописывается список обязанностей, которые исполняет каждая из сторон.
3. Договором определяется список прав каждой из сторон.
4. В нем может быть прописан пункт субконцессии.
5. Определяется период, на который этот договор заключается, а так же условия его расторжения.

Вот собственно и все что можно сказать по данному вопросу, не вдаваясь в детали, которые Вы с легкостью можете найти среди других статей.