Каким образом относительно простые идеи и принципы франчайзинга приводят к эффективному развитию бизнеса? Следует отметить, что, несмотря на относительную простоту идей, франчайзинг является весьма специфической технологией предпринимательства. Кратко остановимся на некоторых основных элементах этой технологии.
При разработке концепции развития или расширения бизнеса в форме франчайзинга возможны два исходных состояния:
Каждый франчайзор, прорабатывающий вопрос организации сети франчайзи, должен получить ответы на ряд вопросов:
Франчайзинг не является методом спасения плохо функционирующего предприятия |
При конвертации существующего бизнеса во франчайзинг необходимо ответить на важнейший дополнительный вопрос:
- будет ли расширение бизнеса в форме франчайзинга эффективнее других вариантов развития?
В целом развитие бизнес-концепции или расширение существующего бизнеса в форме франчайзинга должно отвечать следующим основным критериям:
Чтобы превратить идею расширения бизнеса в реально действующий франчайзинг, необходимо на практике функционирования пилотного проекта доказать его успешность.
Реализация пилотного проекта должна показать, что на этот вид деятельности существует спрос, что технологию ведения бизнеса можно в короткий срок передать не имеющему опыта подобной работы франчайзи, что франчайзи может окупить вложенный капитал за приемлемый период времени.
Пилотный проект - это экспериментальное предприятие, в процессе работы которого отрабатываются основные элементы будущей франшизной цепочки:
В процессе функционирования пилотного предприятия можно определить оптимальные параметры планировки помещения, расстановки оборудования, дизайна внутри помещения и его внешнего оформления.
В результате функционирования пилотных предприятий франчайзор получает возможность написать все руководства по функционированию, которые составляют документальную основу "франшизного пакета".
По итогам деятельности своего экспериментального предприятия, обычно через год после начала его работы, франчайзор окончательно отрабатывает все необходимые документы, входящие во франшизный пакет.
Основную часть дохода франчайзор получает при условии создания значительной сети франчайзи. В начальной стадии франчайзинга франчайзор, как правило, имеет убытки, поскольку само создание системы требует на начальной стадии затрат, которые могут не окупить даже успешно работающие первые несколько франчайзи. Указанный период может продлиться несколько лет. Однако дальнейшее развитие франшизной цепи создает все предпосылки для ускоренного увеличения дохода франчайзора.
Самый лучший способ развития франшизной цепи - продемонстрировать успех на практике |
Мировой опыт развития франчайзинга свидетельствует, что даже при относительно незначительном увеличении количества франчайзи (3-6 предприятий в год) доход, получаемый франчайзором от роялти, возрастает во времени значительно быстрее, чем расходы франчайзора по управлению системой.
Успешно работающие франчайзоры США насчитывают от нескольких десятков предприятий - франчайзи до нескольких сотен, а в некоторых случаях сеть франчайзи насчитывает тысячи предприятий.
Персонал франчайзора, который необходим для управления цепочки из 5 франчайзи, увеличится незначительно при управлении системой из 50 франчайзи.
Таким образом, увеличение количества франшизных точек является основой увеличения дохода франчайзора.
Франчайзор получает доход из двух основных составляющих -первоначального взноса и регулярных периодических платежей. Центральным вопросом при разработке схемы франчайзинга является определение размера этих выплат. Необходимо создать оптимальный баланс между интересами франчайзора и франчайзи, поскольку конечная цель партнерства под названием "франчайзинг" - получение максимальной прибыли.
В итоге франчайзор получает доход, который зависит от качества и состава предоставляемых франчайзи услуг. Этот доход должен быть достаточен для покрытия расходов франчайзора по созданию системы и для получения прибыли.
Средний уровень первоначального взноса составляет 5-10% общей стоимости пакета услуг, т.е. общего объема инвестиций, необходимых для старта предприятия-франчайзи. Указанный общий объем инвестиций, существенно зависящий от вида деятельности и конкретной схемы франчайзинга, находится в пределах от нескольких тысяч долларов США до нескольких сотен тысяч долларов США, а в ряде случаев может превысить миллион долларов США.
Потенциальный франчайзи быть готов вложить часть необходимых средств из своего собственного "кармана" |
Основной доход франчайзора складывает из текущих платежей, носящих название "роялти". Обычно величина роялти в среднем составляет 6-7% валового объема продаж франчайзи. Возможно и установление фиксированного размера или минимального предела роялти. В ряде случаев франчайзор получает доход в виде наценки на свои товары при их продаже франчайзи.
В большинстве форм франчайзинга предусмотрены расходы на рекламу и маркетинг, компенсацию которых обычно франчайзор взимает с франчайзи. Величина указанной компенсации составляет в среднем 1,2-1,4% общего объема продаж.
Для франчайзи главной финансовой проблемой является поиск средств для приобретения франчайза. В связи с тем, что необходимо финансировать определенную идею, при обращении в банк за кредитом нужно представить убедительный бизнес - план. Очень важно, чтобы потенциальный франчайзи был готов вложить хотя бы часть необходимых средств из своего собственного "кармана" (обычно не менее 1/3 общей суммы). Личная финансовая ответственность является необходимым требованием при отборе франчайзи.
Несмотря на то, что франчайзинг является доказанной успешной концепцией, покупка конкретной франшизы не дает гарантии на 100% успех. Необходимо провести тщательное исследование, насколько франчайзинг подходит для вас. Хотите и способны ли вы брать на себя обязанности по управлению собственным предприятием?
А. Майлер. "Оборудование"
© 2004-2016 Sellbrand.ru;
109012 Москва, Лубянский проезд 27/1 стр 1;
ICQ No: 647206555; Skype: sellbrand.ru; E-mail: info@sellbrand.ru
«SellBrand» предоставляет возможность продать или купить франшизу среди лучших предложений франчайзинга.