Рекомендации по франчайзингу. Купить или продать франшизу. Каталог и карта франшиз.
Франчайзинг - это продажа права использовать бренд, бизнес-идею и технологии.
По вопросам размещения, обращайтесь:
info@sellbrand.ru

Бизнес под чужим именем

Раздел статей: 
Основы франчайзинга

Во всем мире франчайзинг - это оптимальный способ для крупной компании стать еще крупнее, а для бизнесмена средней руки - начать свое дело. Несмотря на отсутствие специального закона, франчайзинг начинает приживаться и в России. Правда, многие сети, называющие себя франчайзинговыми, по сути таковыми не являются.

Первое в Москве франчайзинговое кафе - "Баскин Роббинс" - открылось в 1994 г. в помещении приватизированного кафе на проспекте Мира. Предложение американской компании Allied Domecq, которая владеет торговой маркой Baskin Robbins, показалось директору заведения Владимиру Страшнову заманчивым: дела тогда у него шли не очень хорошо. Страшнов приобрел за 000 франшизу сроком на пять лет, еще 000 ушли на ремонт помещения. Все детали интерьера - от прилавка до кафельной плитки - покупались у компании-франчайзора. Первые партии мороженого, поставляемого из Канады, оформлялись как товарный кредит. По словам Страшнова, кредит удалось отдать через полгода, а само кафе окупилось через год. "Мы именно та частная лавочка, которая не прогадала, начав работать по франчайзингу", - говорит он. Сейчас у Страшнова и его партнеров по бизнесу уже два "Баскин Роббинса". Второе кафе - на Павелецкой - открылось в 1999 г. Первоначальные затраты на него были уже выше (компания-франчайзор к тому времени перестала давать скидки, которыми когда-то помогала первым франчайзи) - около 000, не считая стоимости помещения.

Подобных "историй успеха" в России пока не так много. Развитие франчайзинга задерживает и несовершенное российское законодательство, и то, что в России еще мало предпринимателей средней руки, на которых ориентированы франчайзинговые проекты. Франчайзингу закон не писан

В российском законодательстве популярное на Западе слово "франчайзинг" упоминается редко. Гражданский кодекс аналогичный договор, являющийся по сути разновидностью лицензионного, определяет как "коммерческую концессию". Однако этот термин используется в основном на бумаге. В лексикон бизнесменов вошел его иностранный синоним - франчайзинг. Отсутствие в нашей стране специального закона о франчайзинге не является серьезной проблемой для участников рынка. Например, отдельного закона нет и в Польше - франчайзинговые сделки осуществляются на основе общего коммерческого законодательства, а сам бизнес очень развит.

Однако российские компании-франчайзоры считают, что в ГК есть статьи, написанные в ущерб их интересам. Например, по действующему законодательству франчайзор несет солидарную ответственность за франчайзи. "Солидарная ответственность предусматривает корпоративное ведение бизнеса, а франчайзи - это все-таки независимый предприниматель", - поясняет Вячеслав Иванов, начальник управления франчайзинга компании "РосИнтер Ресторантс". Эта компания владеет в России сетью ресторанов быстрого питания "Ростик'c", которая развивается в том числе и по франчайзингу.

Не удовлетворяет франчайзоров и требование не изменять условия договора при его продлении. Действительно, если ситуация на рынке изменится, франчайзор вынужден будет перезаключить договор в ущерб своим интересам. Кроме того, компания, продающая концессию, не имеет права диктовать франчайзи свою ценовую политику. "Если партнеры не согласятся поддерживать единый уровень цен, а два "Ростик'cа" будут рядом, что нам делать?" - говорит Иванов. Идти в суд бесполезно - требования компании к проведению единой ценовой политики скорее всего будут признаны безосновательными. Подобные законодательные ограничения заставляют российских франчайзоров быть особенно осторожными в выборе потенциальных партнеров. По словам Иванова, именно поэтому "РосИнтер" продает свои франшизы только в Москве и Подмосковье - там легче найти надежных франчайзи.

Сфера применения

Несмотря на несовершенство законодательства, франчайзинг в России развивается. Причем сфера применения этой схемы ведения бизнеса такая же, как во всем мире, - больше всего франшиз предлагается в общепите и сфере обслуживания. Кроме того, франчайзинг активно используется нефтяными компаниями при создании джобберских сетей автозаправок. Однако на российском рынке до сих пор представлены не все ведущие компании-франчайзоры - например, в нашей стране пока нельзя открыть на такой основе McDonald's. Эта компания не предлагает франшизы в России и сама управляет ресторанами. Наша страна в этом смысле не уникальна. Компания McDonald's - мировой лидер рынка fast food - обычно не рискует использовать франчайзинговые схемы на новых для нее рынках. Так было и в странах Восточной Европы, в которых сейчас уже можно купить франшизу. В России, как и на Украине, все заведения McDonald's сейчас принадлежат совместным с американской компанией предприятиям. Отсутствие франчайзинговой схемы серьезно сдерживает развитие в России бизнеса McDonald's. Если в нашей стране сейчас действует 63 ресторана McDonald's, то в небольшой Венгрии - 69. "Мы планируем запустить франчайзинг года через два-три", - сказал "Фокусу" президент "Макдональдс-Россия" Хамзат Хасбулатов. По словам Хасбулатова, затраты на открытие одного McDonald's составляют в России млн. Для сравнения: в США франшиза McDonald's сроком на 20 лет стоит 000, стоимость оборудования и другие затраты составляют 800-715 150. Кроме того, McDonald's предлагает франчайзи приобрести здание и аксессуары к нему, затраты на которые оцениваются в 000-641 000. В Польше обычная франшиза обходится в 000-250 000 в зависимости от места расположения ресторана, кроме того, франчайзи понадобится еще 000 для получения в лизинг оборудования.

Практика развития франчайзинга в других странах показывает, что иностранные компании, несмотря на высокую стоимость своих франшиз, достаточно широко представлены на местных рынках. Сегодня в Польше действует около 80 франчайзинговых сетей, более 80% которых принадлежит иностранцам, а из 400 венгерских франшиз зарубежными компаниями контролируется около половины. Есть такие чудаки

Примеры приобретения франшизы компаний с мировым именем, работающих в ресторанном бизнесе, в России есть. Классический пример - появление в прошлом году в Москве сильных мировых брэндов fast food, Pizza Hut и KFC, которыми владеет американская Tricon Restaurants Int. На основе франчайзинга рестораны Tricon в Москве открыла сингапурская Acma. Эта компания давно работает в российской столице. Ей принадлежат, например, кафе DeliFrance и Coffee Club. Концепции ресторанов различны, поэтому под каждый свой проект владельцы Acma предпочитают учреждать отдельное предприятие. Московская сеть Pizza Hut, например, находится под управлением компании "Русрыба", а KFC - компании Talisfood. "Фактически эти структуры находятся под единым руководством сингапурской компании", - пояснил "Фокусу" менеджер московской сети Pizza Hut Виталий Рудов. Но связываться с крупными мировыми корпорациями (ежегодный оборот Tricon Restaurants Int., к примеру, составляет порядка млрд), в России пока мало кому по силам.

А. Андреева, Ю. Полякова.