Рекомендации по франчайзингу. Купить или продать франшизу. Каталог и карта франшиз.
Франчайзинг - это продажа права использовать бренд, бизнес-идею и технологии.
По вопросам размещения, обращайтесь:
info@sellbrand.ru

Анатомия франчайзинга

Раздел статей: 
Основы франчайзинга

Авторство первого франчайзингового договора приписывается компании "Зингер", которая полтора века назад применила его для сбыта швейных машин. Сейчас франчайзинг уже описывается как комбинация большого и малого бизнеса, некий союз, где с одной стороны есть энергия и обязательства отдельного предпринимателя, с другой стороны - имеются ресурсы, коммерческая мощь и опыт большой компании. Мы решили разобраться, за счет чего этот бизнес-сплав становится выигрышной комбинацией.

Три кита

Сегодня любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная ассоциация франчайзинга выделяет 70 отраслей экономики, в которых используются методики этого вида льготного предпринимательства. Понять полноту применения франчайзинга можно из следующей небольшой выборки: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, строительство, отели, обучение, риэлторские компании, супермаркеты, туризм, индустрия развлечений... При всем многообразие форм франчайзинговые взаимоотношения можно разделить на несколько основных типов.

Первый тип - товарный франчайзинг, когда вместо того, чтобы продавать свои товары различным оптовым и розничным компаниям, франчайзер работает непосредственно с компаниями, которые торгуют только его товаром, и не занимаются реализацией аналогичной продукции конкурентов. Товарный франчайзинг широко используется для сбыта ГСМ, сельскохозяйственной техники, программного обеспечения.

Второй тип - производственный франчайзинг. Классический представитель - компания "Дока-Пицца", поставляющая франчайзи оборудование, рецептуру, право пользования товарным знаком, общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции. Основным условием является обязательный контроль качества со стороны франчайзера.

Третий тип - деловой франчайзинг. В этом случае франчайзер не поставляет оборудование, а только дает право работать под своим товарным знаком, обучая собственным методам ведения торговли или предоставления услуг.

На самом деле, три этих вида нельзя назвать канонами франчайзинга. Дело в том, что в российском законодательстве это слово встречается всего один раз - в комментарии к Гражданскому кодексу РФ, где сказано, что понятие коммерческой концессии является эквивалентом понятию франчайзинга. Однако большинство экспертов не согласны с этим утверждением, ссылаясь на то, что предусмотренная Гражданским кодексом коммерческая концессия не охватывает всех связанных с франчайзингом отношений и вообще к практическому применению почти не пригодна. Например, российские предприниматели далеко не всегда могут легально переводить роялти своим зарубежным партнерам, потому что для банков такое понятие не является законным основанием платежа. Тем, кто применяет франчайзинг на практике, приходится хорошо "пошевелить извилиной", придумывая системы договоров. Да и называют они свои схемы так, как захочется.

Преимущества и угрозы

Понятно, что структура любого франчайзингового договора преследует одну главную цель - получение прибыли обеими сторонами. Франчайзи, получив репутацию и известный товарный знак крупной компании, прилагает максимум усилий, чтобы на этом приобретении заработать. В свою очередь, франчайзер получает доход из двух основных составляющих - первоначального взноса и регулярных платежей. Средний уровень первоначального взноса составляет 5-15% от общей стоимости пакета услуг, то есть общего объема инвестиций, необходимых для старта предприятия-франчайзи. Величина текущих платежей в России в среднем составляет 6-7% от валового объема продаж фирмы-франчайзи (наиболее высокую роялти установил McDonalds - 13%). Также предусматриваются расходы на рекламу брэнда и маркетинг, обычно франчайзер взимает с франчайзи на эти цели не более 1,5% от общего объема продаж.

В начальной стадии франчайзер зачастую имеет убытки. Однако дальнейшее развитие франшизной цепи создает все предпосылки для ускоренного увеличения доходов. Эксперты говорят, что при увеличении количества франчайзи на 3-6 предприятий в год, прибыль, получаемая франчайзером в виде роялти, начинает возрастать в полтора-два раза быстрее, чем расходы на управление и контроль за франшизной сетью. В этой связи, на первый взгляд, непонятно, почему лишь немногие крупные компании идут на расширение своих сетей в регионах России. И здесь необходимо сказать о ряде угроз, стоящих перед франчайзерами.

Во-первых, это тот отпечаток, который накладывает на брэнд плохо работающая фирма-франчайзи. Ведь потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи компаний, действующих под одним товарным знаком. Во-вторых, это потенциальная потеря конфиденциальности коммерческой тайны. В-третьих, существует угроза того, что успешно работающий франчайзи может нарушить контракт, уже узнав все коммерческие секреты, после чего начнет собственный бизнес, став прямым конкурентом бывшему франчайзеру. Этот перечень можно продолжить.

Под крылом не будет просто

Впрочем, и для фирмы, пожелавшей начать работать "под крылом" известной компании, приобретение франшизы и дальнейшая работа не покажутся легкой прогулкой. Для начала придется дождаться рассмотрения заявки потенциального франчайзера. Затем нужно заплатить франшизный взнос, который исчисляется в тысячах долларов. Например, для открытия кафе "Баскин-Роббинс" в городе, равном по численности населения Барнаулу, придется заплатить взнос в размере 30 тысяч долларов (без учета НДС). Ну а в дальнейшей работе придется выполнять как минимум семь условий:

- полностью принять точку зрения франчайзера, его цели и ценности в бизнесе;

- уважать и доверять франчайзеру, в свою очередь формируя уважение к себе;

- принимать четко установленные правила и обязанности, описанные в договоре;

- постоянно общаться с франчайзером;

- быть верным франчайзеру не только в хорошие, но и в плохие времена;

- следовать операционным процедурам, установленным франчайзером;

- стремиться стать частью системы путем внедрения в бизнес новых идей с согласия франчайзера. При этом согласование - процесс крайне долгий и утомительный.

Так что предпринимателю, подумав о франчайзинге, следует, очевидно, не только оценить содержимое своего кошелька, но и решить, считает ли он такие тесные взаимоотношения приемлемыми.

Глоссарий

Франчайзинг - форма длительного коммерческого сотрудничества фирм, в котором одна компания передает право на продажу своих товаров и услуг другой, с использованием торговой марки, фирменного дизайна, ноу-хау, деловой репутации, маркетинговых технологий.

Франчайзер - компания, которая на основании договора передает право пользования своим товарным знаком, операционными системами, ноу-хау другой компании. Франчайзер организует обучение персонала и контролирует работу данной компании.

Франчайзи - фирма или предприниматель, приобретающий у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени и под его торговой маркой.

Франшиза - полная бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает в себя пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

Роялти - регулярная плата, которую франчайзи выплачивает франчайзеру.

Справка редакции

Франчайзинг стал широко распространяться в середине прошлого столетия. К 1999 году только в США эту форму предпринимательства использовало свыше 600 тысяч компаний. Доля продаж через системы франчайзинга составляет в США около 42% от общего объема продаж. Крупные франчайзеры имеют более тысячи предприятий-франчайзи каждый, обеспечивая широкое региональное представление своих марочных товаров и услуг. На российском рынке в настоящее время действуют более 30 зарубежных франчайзинговых компаний, таких как, McDonalds, Baskin-Robbins, Xerox и другие. Договор франшизы получил распространение и признан самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80 странах мира, но отдельное законодательство о нем принято лишь в некоторых государствах. В России отношения франчайзинга регулируются главой 54 Гражданского кодекса "Коммерческая концессия". Развиваются и российские компании, работающие на основе франчайзинга. К числу первых, принявших на вооружение такую форму ведения бизнеса, относятся сеть супермаркетов "Перекресток" и салоны обуви "ЭКОНИКА-Стиль".

П. Демин. "ИД Алтапресс"